Оценка кафе и ресторанов
Заведения общепита составляют огромный процент коммерческой недвижимости Санкт-Петербурга: они приносят высокую прибыль и являются одними из наиболее часто фигурирующих объектов в коммерческих сделках. В то же время, оценка заведений общепита является достаточно сложной процедурой, которая преимущественно зависит от особенностей работы заведений. Подходы к оценке также вариативны, что обусловлено различными целями, видом стоимости и объектами оценки.
К примеру, кафе можно оценивать как бизнес, и как коммерческую недвижимость; заказчику может потребоваться узнать объективную рыночную стоимость недвижимости для продажи или справедливую арендную ставку для долгосрочной сдачи ресторана в аренду.
Особенности оценки
Прежде всего, следует акцентировать внимание на том, что все рестораны уникальны, следовательно, даже при применении идентичных подходов оценки, корректировки могут существенно отличаться. Заведения общепита относятся к той же отрасли, что и отели с гостиницами - гостеприимству, а имущество заведений общепита, согласно нормативно-правовым актам МСО, относится к категории имущества, связанного с торговлей (СТИ).
Критерии оценки
Критерии оценки ресторанов и кафе отличаются от критериев, предъявляемых к офисам, складам и множеству других видов коммерческой недвижимости. Формально, для экспертной оценки ресторанов применяются следующие критерии оценки:
- местоположение, удаленность от центра;
- соотношение полной и полезной площади;
- наличие крупных транспортных артерий неподалеку;
- инфраструктура района;
- состояние здания и помещений;
- наличие всех необходимых коммуникаций и их состояние;
- бренд;
- историческая ценность бренда;
- интерьер и экстерьер;
- архитектура здания, в котором расположен ресторан;
- качество сервиса, блюд;
- количество блюд в меню;
- класс ресторана;
- наличие развлекательной программы для гостей;
- и другие.
Критерии оценки в денежном эквиваленте
Кроме того, для определения рыночной стоимости заведения общепита, необходимо учесть формальные критерии в денежном эквиваленте. Выполнить эту функцию можно на основе следующих критериев для оценки заведений общепита:
- прибыль;
- затраты;
- уровень заемных и собственных средств в обороте;
- степень риска инвестиций;
- необходимые вложения капитала;
- стоимость земли;
- стоимость бренда;
- уровень спроса и предложения на активы бизнеса.
Методы оценки
Во время оценки рыночной стоимости ресторанов и кафе не может быть применен лишь один метод оценки, однако, необходимо правильно анализировать уместность и применимость результатов того или иного подхода в конкретном случае. Общий результат, полученный на основании классических подходов, может потребовать незначительных или существенных корректировок с целью учета индикаторов стоимости, полученных в результате применения других методов. При оценке заведения общепита, как объекта коммерческой недвижимости, наиболее рационально применять затратный подход, в частности, если здание является отдельно стоящим. Проблемы с применением затратного метода могут появиться лишь в той ситуации, если у заведения наблюдается существенное устаревание основных средств (внешнего и функционального).
Заказать оценку